среда, 5 декабря 2012 г.

Раннее развитие. Как все начиналось

 Когда Маша Костюченко объявила конкурс "Растим Гения" (со спонсорами он-лайн 
Школой «Учимся играя» и журналом «Счастливая мама» ИД Толока), меня лично вопрос о раннем развитии заставил глубоко задуматься. А чем же мы занимались, чтобы с уверенностью заявить - раннее развитие у нас имело место? И каких результатов мы достигли за 3,5 года?

Переехав в новый для меня город, когда Мише было чуть больше месяца, я ходила искала центры раннего развития, но не столько для него, сколько для себя - мне хотелось общаться с молодыми мамочками, обмениваться опытом, наблюдать за другими малышами. Но большинство школ раннего обучения в лучшем случае с 6 мес. Оставалось общение на форумах, чтение методик и "самостоятельная работа". Перепробовали мы, наверное, практически все, что предлагается в книгах и пособиях. Строго по рекомендациям книг мы не занимались, тут скорее сработал материнский инстинкт и здравый смысл. Многие идеи мне были неприемлемы, например, по сотне раз в день показывать младенцу карточки и озвучивать их, как предлагает Глен Доман, или обклеить весь дом бумажками с названиями предметов. Вместо этого мы ходили на долгие пешие прогулки. Именно пешие, т.к. по началу мне было сложно самой справиться с тяжелой коляской. И со слингом ничего не получилось - лето было жаркое, мне было жалко ребенка, и мы просто гуляли на руках (хорошо, он весил всего 4-5 кг). Маленький Мишутка был очень любопытным, как и его мама, и каким он до сих пор остается, все с удовольствием рассматривал, а засыпал только в магазинах или дома вместе с мамой. И это, пожалуй была моя первая ошибка - он потом долго не мог привыкнуть к коляске и к отсутствию мамы. Зато развилась любовь к долгим прогулкам на любые расстояния. И к путешествиям вообще. Он так замечательно ориентируется на местности, может без труда идентифицировать место, побывав там всего лишь раз. Сейчас на каждые выходные он просит поехать куда-нибудь. И мы выезжаем на природу, на рыбалку, устраиваем пикники или просто гуляем по парку. Первое знакомство с морем состоялось на втором месяце жизни. И море Миша обожает! В 3 года уже отлично нырял! И я счастлива, что у нас есть возможность проводить все лето на море - это и иммунитет детей укрепляет, и возможность быть на свежем воздухе весь день, не говоря уже о том, что игры на пляже с водой и песком заменили любую Монтессори-школу. 
Для меня этот аспект в развитии ребенка стоит на первом месте.

Следующий важный момент - общение и чтение книг. Гуляя, я озвучиваю, что происходит вокруг, называю предметы, рассказываю о природных явлениях. Так мы к 3-м годам с легкостью выучили времена года и изменения в природе, названия и внешний вид большинства деревьев и растений нашего края, правила дорожного движения и поведения в обществе. Мише можно прочитать целую лекцию по какой-то теме - он будет очень внимательно слушать, а через несколько дней, переварив информацию, выдаст все уже в своей интерпретации и начнет задавать вопросы.
Книги любит, наверное, как и все маленькие дети. Но к моему удивлению и радости, он очень бережно к ним относился с самого раннего детства. И любил не столько слушать, что там написано, сколько показывать пальчиком, а потом и находить по моей просьбе, что нарисовано на картинках. Книжки мы выбирали не такие, как рекомендуют малышам - один предмет на одну страничку, а с сюжетными картинками, чтобы по ним можно было самим придумать историю. Похвастаться, что Миша сейчас пересказывает сказки и стихотворения, не могу, но фантазия и сочинительство собственных стихов присутствует на 100%.

Миша по своей природе бунтарь, и уговорить его что-то сделать крайне сложно. Приходится ловить моменты, когда он чем-то заинтересуется и сам попросит что-то сделать. Ну а делать он любит все - от лепки и рисования, до вырезания снежинок и складывания мозаик и пазлов. Главное в этом деле - все время менять виды деятельности, одно прятать на время, другое показывать. А уже в творчество мы вплетаем изучение букв и цифр, счета и чтения: лепим из пластилина грибочки - посчитали, сколько получилось, смастерили открытку - потренировались писать буквы, чтобы красиво подписать ее и т.п.

Вообще, я ленивая мама, и при всем моем огромном желании дать детям как можно больше знаний и научить всем навыкам, мне тяжело себя заставить составлять планы занятий, продумывать детали, и у нас "занятия" как правило проходят стихийно - здесь и сейчас. Я понимаю, что со взрослением детей, моих знаний скоро будет мало, и придется готовиться основательно. И меня очень восхищают и вдохновляют те мамы, которые со всей ответственностью подходят к занятиям со своими детьми, проводят тематические дни и даже недели, ставят опыты и разыгрывают целые костюмированные сценарии! На сегодняшний день это у меня цель №1 - повысить качество занятий и систематизировать их.

Еще немаловажная роль отводится игрушкам. Нам от двоюродных сестер досталось огромное количество дорогих игрушек. И я в который раз убедилась, что игрушка - это не та, самая дорогая купленная в магазине, а та, с которой ребенку нравится играть. Им в сто раз дороже зайчик, сделанный мамой из платочка, нежели дорогой говорящий щенок. Ведь мама сделала чудо своими руками, а дети любят, когда их удивляют. Чем как правило детям нравится играть - тем же, с чем "играют" взрослые - телефонами, пультами, кастрюлями и бутылками. И мы даем детям этим играться. Самые хиты - это крышечки разнообразных размеров и цветов, пластиковая бутылка и монетки (или как вариант декоративные камешки). Эти игрушки никогда не наскучат, с ними можно придумать миллион игр. И что мне больше всего нравится - они развивают в ребенке усидчивость, фантазию и самостоятельность. 

Не могу не затронуть тему второго и последующих детей. С рождением второго ребенка у мамы кроме опыта появляется еще и уверенность, что все получится, и все, что она делает и дает ребенку, пойдет впрок, и результаты не заставят себя ждать. Мила растет более самостоятельной и социально подготовленной. И хотя еще судить рано (ей сейчас 1,7) - не менее творческим ребенком, чем Миша.
И хочу признаться, что за время беременности и первых месяцев Милы, Мишу я немного упустила и невольно отодвинула его развитие на второй план. А это была огромная ошибка, за которую я теперь расплачиваюсь его капризами и бунтом. А исправлять приходится безмерной любовью и терпением.

Но в общем и целом, оглядываясь назад, я довольна тем, какой путь развития детей я выбрала и каких результатов мы на сегодняшний день достигли. И если будут дети еще - я точно знаю, что ранним развитием мы с ними заниматься будем! Будем лишь учитывать ошибки прошлого.

9 комментариев:

  1. Натуль, думаю, ты все делаешь правильно. Ведь главное - с любовью. Твои дети развиваются, познают новое. А то, что Мишу немного упустила - немудрено, ведь когда появляется малыш, сколько у мамы сил и энергии на него уходит!!! Пусть у вашей светлой и хорошей семьи все будет хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Наташенька, всегда приятно читать твои добрые слова))

      Удалить
  2. Наташа, спасибо за эту прекрасную статью, за участие в конкурсе и за свои размышления. Я читаю статьи участников и лишний раз убеждаюсь, что самое лучшее развитие - любовь и внимание. Они творят чудеса!

    ОтветитьУдалить
  3. Умница, Наташенька! Так красиво расписала! Каждое слово пронизано теплотой и любовью!
    Мне очень импонирует ваше отношение к прогулкам. И по доброму завидую возможности все лето проводить на море - это залог крепкого иммунитета!

    Уверена, если ты захочешь, горы перевернешь и сделать для тебя тематические недельки не составит труда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, спасибо)))) да, гулять мы любим, была бы только погода гулятельная)) А без моря я сама не выжила бы))

      Удалить
  4. Очень интересно было читать! Во многом узнаю себя:) И зря ты на себя наговариваешь, что ты ленивая мама - с двумя маленькими детками тебе хватает энергии еще и заниматься! А что нет планов и тематических занятий, так все это у вас еще впереди. На ранних этапах самое лучшее делать так как делаешь ты: много общаться, играть, рисовать-лепить, обо всем рассказывать, гулять, читать. Специальные занятия придут позднее.
    И, кстати, я не думаю, что ты в чем-то "упустила" Мишу. Появление в семье малыша - это сложности для всей семьи. Надо научиться приспособиться к маленькому, полюбить его, перестроить отношения с другими членами семьи. И Миша был занят этим непростым процессом - это тоже развитие! В любом случае, я уверенна, что с такой замечательной мамой как ты, все у твоих деток будет в порядке. И вырастут они умными, добрыми и креативными. Успехов вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо большое, вот ты и меня вдохновила на написание)) Твой опыт и советы как мамы с большим стажем для меня очень ценны)) и я точно знаю куда я буду подглядывать за конспектами тематических занятий;))

      Удалить
  5. Наташа, да, столько у нас общего. Я в последнее время стараюсь придумывать занятия впрок, чтоб, когда представится подходящий случай, было о чём сказать.
    А прогулки ваши меня просто восхищают!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...