пятница, 10 февраля 2012 г.

Любите детей! Уважайте детей!

Эти строчки мне попались недавно, при чем из трех разных источников одновременно, и очень сильно задели за живое.

Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться;
Ребёнок, окружённый злостью — учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием — учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом — учится врать;
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину;

... И ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ ДУШИ МОГУТ ПОРВАТЬ ЭТОТ КРУГ...

Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.

... И ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛОЖНО СЛОМИТЬ...

Оригинал - CHILDREN LEARN WHAT THEY LIVE  by Dorothy Law Nolte

(Автор в своей книге раскрывает содержание каждой строфы стихотворения, в котором сформулированы основные принципы воспитания, используя примеры из повседневной жизни семьи.)
Книгу бы очень хотелось прочитать, но пока еще не нашла ее.


Ко мне в третий раз приходит осознание материнства. Первый раз - когда родился старший сын, второй - с рождением уже второго ребенка, а третий - сейчас, в период приближения к 3х-летнему возрасту, когда ребенок резко взрослеет, когда его не просто надо покормить, спать уложить, погулять, сказку почитать. Теперь любое слово, любое действие воспринимается им как эталон, источник подражания. И заложенная в этом возрасте модель восприятия себя и окружающего мира, очень сильно может отразиться на его будущем. Не говоря уже о настоящем. Дети быстро все впитывают, а если это еще и систематически происходит, реакция ребенка очевидна. Он еще не разделяет хорошее-плохое, правильное-неправильное, он что видит, то и берет.

Я, в виду своей эмоциональности, оказалась неподготовленной к этому периоду. Когда-то давно жила по принципу "Если берешься что-то делать, сделай это идеально или не делай никак". Сейчас это сильно мне мешает. Всегда надо быть начеку и позволять ребенку ДЕЛАТЬ ради процесса, а не результата (результат будет через годы), не одернуть раньше времени - давай я, у тебя так не получается.. Успеть вовремя спохватиться и напомнить себе, что ребенок по сути не виноват в произошедшем, прежде чем отругать лишний раз или прикрикнуть. А уже сделав это, начинаешь себя корить, ну и стоило это твоих нервов? Умом понимаешь все это, а действуешь порой под влиянием эмоций.

Недавно поймала себя на мысли, что действую порой так, как не хотела бы вести себя по отношению к своим детям, когда еще в детстве обижалась на родителей за их "воспитывание" меня и давала себе слово своих детей воспитывать по-другому, по-демократичнее. Хоть и больно о таком говорить про своих родителей, но своим воспитанием они оставили своеобразный отпечаток в подсознании. В голове есть понимание, как "не надо", но действия иногда получаются непроизвольно, так, как меня "научили". Ломать стереотипы надо пока не поздно...

6 комментариев:

  1. Наташенька, как же верно все говоришь.. у нас еще все впереди, но я также уже об этом задумываюсь..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Валя, надо всегда быть на этап вперед подготовленной в развитии детей. С Мишкой так и было первый год-полтора, он был центром, а когда появилась Милочка, пришли и другие заботы, он отошел на второй план, да и я "расслабилась". Теперь вот срочно наверстываю упущенное, а кое-где уже и плоды пожинаю...

      Удалить
  2. Наталья, дети действительно заставляют нас о многом задуматься. Не только мы их учим, но и они нас. А от "штампов" ой как тяжело избавляться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью согласна)) Я это поняла еще как только начала работать с детьми 10 лет назад

      Удалить
  3. Ох как всё верно. Постоянно слышу от сына свои словечки, к месту и нет, вижу свою мимику. Как трудно отучить ребёнка поджимать губы, если себя отучить не сразу получается. Стараюсь теперь побольше воспитывать себя, а то часто живёшь двойными стандартами, требуя с ребёнка то, сто не делаешь сама. ТОлько трудно это, и часто срываешься. Действительно, часто ведёшь себя не так, как считаешь правильным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас еще дальше - слышу от сына как он младшую нравоучает как я его))))

      Удалить